Курс «ИНТЕГРАЦИЯ»
является введением в пространственное творчество 
в формате знакомства с его основными средствами 

Педагог Соколова Ольга Юрьевна 

Ключевые слова: Линия, пятно, цвет, эмоции, живопись, графика, интеграция, рельеф, пространство, композиция, равновесие, скульптура, декор, текстура, образ, сюжет, игра, педагогические принципы, монотипия, коллаж, текстура, функции.

Преподавание базируется на классических педагогических принципах: доступности, наглядности, природосообразности, деятельностного подхода в обучении и педагогического оптимизма. 

Цель курса: поэтапно, развивать пространственное и конструктивное мышление, активизировать познавательную деятельность, самостоятельность и инициативность, развивать тонкую моторику.

Задачи курса:

  1. формирование и развитие базовых знаний по колористике, композиции, моделированию;
  2. развитие эстетических потребностей учащихся;
  3. формирование навыков работы с инструментами.

Курс состоит из 8 модулей, включающих:

  • «тему-задание»,
  • «оборудование» (материалы, инструменты),
  • «ориентировку» (в виде сюжетно-ролевой игры и порядка выполнения задания)
  • «рефлексию» (презентацию результатов и средств работы, комментарии о ходе работы, вопросы-ответы о процессе выполнения задания).
Модуль 1. Выразительные средства
Модуль 2. Графика
Модуль 3. Пространство и форма
Модуль 4. Волшебные кляксы и отпечатки
Модуль 5. «Чёрно-белая страна»
Модуль 6. Скульптурные рельефы
Модуль 7. Текстуры 
Модуль 8. Объёмная декоративная скульптура

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., Прогресс. 1974.
  2. Бехтерев В.М.  Первоначальная эволюция  детского рисунка в объективном изучении. С-Пб., 1910.
  3. Выготский Л.С. Психология искусства. М. : Педагогика, 1987.
  4.  Выготский Л.С. Психология развития человека. М., «Смысл», 2005.
  5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.
  6. Гете И.-В. Статьи и мысли об искусстве.  М.,  Искусство, 1936
  7. Игнатьев Е.И. Психология рисунка и живописи. М., 1954. 
  8. Кузин В.С. Психология. М., 1998.
  9. Метленков Н.Ф., Степанов А.В. Архитектура: Учеб. пособие для общеобразовательных школ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Архитектура-С, 2004. – 176 с.: ил.
  10. Немов Р.С. Психология. М., Владос, 1998. Т. 1. 
  11.  Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. М., 1981
  12. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 1982. 
  13. Соколова О.Ю.  Изобразительное искусство в системе специального образования. Электронная книга. Интернет издательство Web-Kniga Ливны 2013. http://web-kniga.com/load/ehlektronnye_knigi/izobrazitelnoe_iskusstvo_v_sisteme_specialnogo_obrazovanija/1-1-0-167
  14. Соколова О.Ю.  Секреты композиции. М., АСТ, 2009.
  15. Соколова О.Ю.  Цвет как инструмент. Школьный психолог. №6 (512), Издательский дом "Первое сентября" 2013. С.8-11.
  16. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996.

Навык работы линией как одним из средств изобразительной деятельности – линия, пятно, цвет, объёмно-пространственная модель.

Задание выполняется под фрагменты музыкальных произведений.

Формирование навыков работы со всей плоскостью листа, используя изобразительные средства: линия, штрих, точка, пятно. Развитие интуитивного чувства композиции.

Графические средства, линия или штрих, могут быть очень разными,  буквально – говорящими. Чтобы они заговорили, нужно немножко волшебства – цветной тёмный, даже чёрный фон, золотая или серебряная одежда для линии, большой серьёзный чёрный фломастер – как дирижёр во фраке, хор из разноцветных карандашей.

Пространство и форма.

Изучаем в Школе Архитектурного Развития линейное пространство – мир, где царствуют три королевы: Длина, Глубина и Высота.

Живое творчество: получаем волшебные кляксы и отпечатки.

В ёмкость с тушью макаем тростниковую палочку, сажаем на влажный лист несколько клякс и наблюдаем за тем, как они растекаются и трансформируются. В результате получаем волшебные кляксы и отпечатки.

Изучение ахроматических цветов – те, которые притворяются цветом, на самом деле они отражают или поглощают все оттенки.

Декорирование «пространство моря» - получаем фантастические скульптурные рельефы.

В чём разница создания объёма из бумаги и из мягкой массы?
На эти и другие вопросы в процессе занятия получим ответы.

Имитирование модульной текстуры разного вида: линейная, геометрическая, модульная, природная.

Изготовляем коллаж, применяя изображения животных и растений и природные текстуры.

Декорируем мелкой фурнитурой, бусинками, камушками, веточками оконные и дверные проёмы, стены, создавая образ дома, соответствующий хозяину.

В чём разница между плоскостным изображением, рельефом и объёмной скульптурой? Что больше нравится?

На эти и другие вопросы вы сможете ответить после изучения курса.